Российские малые инновационные предприятия (МИП) появляются в качестве важной силы после реструктурирования российской экономики и ее индустриальной инфраструктуры. Несмотря на унаследованные от прошедших советских времён традиционно сильные позиции в естественных и технических науках и внушительную систему образования, Россия не унаследовала коммерческого отношения и предпринимательской культуры для превращения научно-технических инноваций в конкурентоспособные на мировых рынках товары и услуги. Находящийся на этапе становления класс малых предприятий, ориентированных на предпринимательство, является длительным и трудным началом новой коммерческой культуры в России, особенно в секторе “hi-tech”. Постепенно МИП расширяют свою деятельность на международных рынках. В этой статье исследуется конкурентоспособность российских МИП по отношению к современной экономической и деловой средам России. В статье описывается проведённое исследование на основе сведений, полученных от пятнадцати предприятий Санкт-Петербурга и Москвы. Анализ результатов исследования предполагает, что существуют, по крайней мере, три категории факторов, препятствующих выходу российских МИП на международные рынки: макроэкономические препятствия; недостаток организаторских и деловых компетенций; различия в культуре и практике деловых отношений. На первый фактор МИП по отдельности влиять не в состоянии, в то время как последние два фактора представляют собой возможность развития организаторских и деловых компетенций МИП. Статья описывает сеть ИТЦ, организованную Фондом Содействия (FASIE), которая помогает МИП успешно преодолевать проблемы, возникающие из-за двух последних факторов. Статья не является завершённой или исчерпывающей её цель состоит в оценке текущих усилий, направленных на помощь МИП в развитии конкурентоспособности и на обзор потенциально возможных областей концентрации усилий.
Ключевые слова: