Проблему продвижения научных разработок в промышленность в Общественной Палате рассматривают через отраслевую призму
Представители органов государственной власти, бизнеса и науки обсуждают, как продвигать научные разработки в промышленность в рамках подготовки Первого Всероссийского форума «Общественная экспертиза науки и инноваций в России», который пройдёт 10 декабря в Москве. Организовать встречи с представителями отраслевых министерств в преддверии общего собрания в Комиссии по развитию науки и образования ОПРФ запланировали целенаправленно: такие встречи позволят выявить как межотраслевые проблемы, так и конкретные задачи, решать которые необходимо непосредственно в отрасли.
«У Общественной палаты несколько задач. Первая задача – это экспертиза законопроектов, которые появляются в Российской Федерации. Уже в этом созыве Общественная Палата проводила нулевые чтения по законопроекту по лекарственным препаратам, создаваемым на основе человеческих клеток. В качестве своей задачи мы видим необходимость совместно с вами проанализировать происходящее, понять, какие есть административные барьеры на этом пути, что не складывается в части взаимодействия науки и реальной промышленности», - открывая заседание, подчеркнула Любовь Духанина, Председатель Комиссии по развитию науки и образования ОПРФ.
Общая проблематика, вынесенная в цикл слушаний и экспертных сессий, выстраивается вокруг недостаточности внебюджетного финансирования исследований и разработок, при том, что по расходам бюджета на науку Россия находится в списках стран-лидеров. Экспертам необходимо ответить на вопрос, какие барьеры нужно убрать, а развитие каких процессов ускорить, чтобы российский бизнес хотел вкладываться в инновации.
«Я могу сказать, что по бюджетному финансированию науки мы находимся на пятом месте в мире. По ВВП – 8-9 место. По общему финансированию науки на 9-м. Бюджетное и общее финансирование сильно отличаются от общемировых показателей. Если по бюджетному мы более-менее совпадаем с развитыми странами, то по внебюджету очень сильно отстаем, что и дает это отставание по общему финансированию», - прокомментировал Геннадий Шепелев, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике.
Первая рабочая встреча прошла с ключевыми экспертами энергетической отрасли. На повестке дня – отсутствие системного подхода в продвижении разработок из науки в промышленность.
«К сожалению, на сегодняшний день технологического коридора от научной разработки, от лабораторной работы до практического внедрения, наверное, не существует не только в отраслях ТЭК. Это общая проблема», - говорит Алексей Кулапин, директор Департамента государственной энергетической политики.
Участники оценили, что с точки зрения инновационной активности среди других отраслей энергетика занимает передовые позиции. В ведомстве сформирована Энергетическая стратегия России на период до 2035 года, готовится научно-технологический прогноз топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, на основе которого могут быть сформулированы потребности в тех или иных решениях отрасли в целом и отдельных компаний, входящих в неё.
«При этом, мы на сегодняшний день уже понимаем наиболее критичные и приоритетные направления научно-технологического развития топливного энергетического комплекса. К ним мы относим технологии разведки и добычи трудно извлекаемых и нетрадиционных запасов углеводородов, технологию увеличения нефтеотдачи пластов, технологии глубокой переработки углеводородного сырья и производства катализаторов, технологии электрогенерации предельной эффективности на газе и твердом топливе, электрохимические технологии, производство, аккумулирование электрической энергии. Безусловно, важный момент – это разработки накопительной электрической энергии», - говорит Кулапин.
Одним из значимых инструментов привлечения внебюджетных средств Алексей Кулапин называет программы инновационного развития компаний с государственным участием. В ТЭКе 12 компаний, которые реализуют ПИРы, в рамках программ уже финансируются работы, проводимые отраслевыми вузами и учреждениями Академии наук. По словам Кулапина, объемы показателей эффективности вузовской науки выполняются: «На сегодняшний день единственный, наверное, механизм, которым может оперировать напрямую, на который может влиять Министерство энергетики. Путем согласования самих программ инновационного развития, согласования соответствующих отчетов».
Кроме общих вопросов организации науки и инноваций, эксперты и участники дискуссии выдвинули ряд задач, решение которых лежит в плоскости изменения существующей нормативно-правовой базы, а также вопросов взаимодействия малого бизнеса с корпорациями.
Один из вопросов – это создание опытных полигонов на базе нефтяных компаний, куда бы могли получить доступ разработчики. Опытные эксплуатации на действующей скважине – растянутый по времени процесс. Для нефтяной компании это финансовые потери, а для разработчика зачастую неподъемная задача. Сегодня такие полигоны уже имеют компании Лукойл, Газпром-Нефть, но для системного распространения практики необходимо внести соответствующие поправки в Закон «О недрах»: «В этом отношении, наверное, необходима некая модернизация законодательства о недрах, выделение соответствующих участков недр для создания, так называемых, опытных полигонов. Если будут внесены изменения в законодательство, будут созданы такого рода опытные полигоны, куда доступ малых инновационных компаний будет происходить по какой-то упрощенной процедуре. Это даст определенный эффект», - комментирует Алексей Кулапин.
Сами компании также обозначили барьеры, которые сегодня мешают им идти по инновационному пути. Виктор Селезнёв, начальник Управления научно-технического развития, организации и контроля за реализацией НИОКР ПАО «Россети» подчеркнул, что если мы хотим, чтобы внебюджетное финансирование в науку и инновации существовало, в том числе от «Российских сетей» то необходимо создавать условия. Наверное, отсутствие условий актуально для всего внебюджетного финансирования. Нет финансирования - нет развития этого направления.
Одним из условий вложения компаний в науку представитель «Россетей» назвал защищённую статью, связанную с инновациями в тарифном законодательстве:
«В чем еще наша проблема? При согласовании тарифа нашими дочерними компаниями с регулятором возникает ситуация, при которой НИОКР, инновация – это не первоочередная проблема, поэтому мы из тарифа его выбрасываем».
Предложения и рекомендации участники круглого стола формируют в отдельный документ. Итоговые решения по ТЭК и другими отраслям будут представлены участникам в рамках предстоящего форума. Задача подобных мероприятий – попытка систематизировать вопросы и предложения набора решений для разных этапов реализации инновационных проектов.
Любовь Духанина, подводя итоги обсуждения, отметила, что затраты на финансирование науки должны быть обоснованы: если граждане знают, что получат в итоге, то они готовы будут их поддержать. В этом ключе не обойтись без информационной поддержки продвижения проектов.
Оператор мероприятий форума: Автономная некоммерческая организация поддержки взаимодействия научного и бизнес-сообщества для развития интеллектуальной экономики Деловой Клуб «Наука. Бизнес».
Теона Гургенидзе
Деловой Клуб "Государство. Наука. Бизнес"
Телефон: +7 (905) 779 93 38
Адрес электронной почты: pr@deloklub.ru