Организация системного проектирования и технической поддержки оборонных исследовательских программ DARPA

В настоящее время исследованию феномена Агентства передовых оборонных научно-исследовательских проектов США (DARPA) посвящено обширное количество научных публикаций, как в России, так и за рубежом. Среди факторов успеха агентства выделяют правила найма менеджеров исследовательских программ, научный потенциал подрядчиков, уникальную суперсистему внешнего окружения, а также значительные затраты на НИОКР со стороны Минобороны США. При этом аспекты участия организаций «системного проектирования и технической поддержки» (SETA) в реализации сложных высокорисковых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), как правило, остаются без внимания. В настоящей работе на основе опыта США рассматриваются вопросы технического сопровождения государственных контрактов на НИОКР в интересах обороны страны, раскрывается роль SETA-подрядчиков в обеспечении успеха научно-технических проектов DARPA. Проведена оценка доли расходов на техническое сопровождение в общих расходах на НИОКР агентства (7,4-9,9%). Дается оценка возможности использования опыта DARPA по системному проектированию и технической поддержке при сопровождении НИОКР в рамках федеральных целевых программ в России

Ключевые слова: оборонные исследования, ДАРПА, Федеральная контрактная система, сопровождение государственных контрактов, системное проектирование и техническая поддержка

Список использованных источников

1. В. А. Федорович, А. П. Патрон. США: государство и экономика. М.: ИСКРАН, 2005. – 390 с.

2. С. Якушев. Организация военно-научных исследований в МО США//Зарубежное военное обозрение, №9, 1989. С. 3-7.

3. R. E. Dugan, K. J. Gabriel. «Special Forces» Innovation: How DARPA attacks problems//Harvard Business Review, 2013, vol. 91, no. 10, pp. 74-84.

4. T. Carleton. Changing Culture Through Visionary Thinking: Applying the DARPA Hard Test for Innovation//Research Technology Management, 2015, vol. 58, no. 3, pp. 12-15.

5. E. R. H. Fuchs. Rethinking the role of the state in technology development: DARPA and the case for embedded network governance//Research Policy, 2010, vol. 39, no. 9, pp. 1133-1147.

6. P. Colatat. An organizational perspective to funding science: Collaborator novelty at DARPA//Research Policy, 2015, vol. 44, no. 4, pp. 874-887.

7. В. А. Федорович, А. П. Патрон, В. П. Заварухин. США: федеральная контрактная система. Механизм регулирования государственного хозяйствования. М.: Наука, 2010. – 1055 с.

8. И. Д. Клабуков, М. Д. Алехин, А. А. Нехина. Исследовательская программа DARPA на 2015 год. М.: Исследовательское со общество, 2014. – 96 с.

9. B. W. Oppenheim, E. M. Murman, D. A. Secor. Lean enablers for systems engineering//Systems Engineering, 2011, vol. 14, no. 1, pp. 29-55.

10. J. S. Gansler, W. Lucyshyn, J. Rigilano. Effective Acquisition Strategies for Systems Engineering and Technical Assistance (SETA). Maryland University College Park Center for Public Policy and Private Enterprise, 2012.

11. D. H. Butler Jr. SETA Support for the DARPA Microelectronics Technology Insertion Program of the Microelectronics Technology Office. Booz-Allen and Hamilton Inc. Arlington VA, 1992.

12. D. H. Butler Jr. Systems Engineering and Technical Assistance in Support of Digital Gallium Arsenide Insertion Projects. Booz-Allen and Hamilton Inc., Arlington VA, 1992.

13. R. Rosati. Systems Engineering and Technical Assistance. System Planning Corp. Arlington VA, 1988. № SPC-88-2949.

14. И. Д. Клабуков, М. Д. Алехин, С. В. Мусиенко. Сумма технологий национальной безопасности и развития. М.: Исследовательское сообщество, 2014. – 33 c.

15. И. Д. Клабуков, М. Д. Алехин, С. В. Мусиенко. Венчурные фонды и другие перспективные технологии для национальной разведки. М.: МФТИ, 2012. – 118 с.

16. D. Mathijsen. DARPA: Inventing the future of military technology//Reinforced Plastics, 2015, vol. 59, no. 5, pp. 233-237.

17. T. R. Johnson, P. Feng, W. Sitzabee, M. Jernigan. Federal Acquisition Regulation Applied to Alliancing Contract Practices// Journal of Construction Engineering and Management, 2013, vol. 139, no. 5, pp. 480-487.

18. S. Fredericks. Performance-based statement of work for professional support services for the Office of the Director (DIRO) Defense Advanced Research Project Agency (DARPA). Booz Allen Hamilton Inc. McLean, VA, 2014. 39 p.

19. W. B. Bonvillian. The new model innovation agencies: An overview//Science and Public Policy, 2014, vol. 41, no. 4, pp. 425-437.

20. W. B. Bonvillian, R. van Atta. ARPA-E and DARPA: Applying the DARPA model to energy innovation//Journal of Technology Transfer, 2011, vol. 36, no. 5, pp. 469-513.

21. S. Reardon. The military-bioscience complex//Nature, 2015, vol. 522, no. 7555, pp. 142-144.

22. M. Durmaz. Defense technology development: does every country need an organization like DARPA?//Innovation, 2016, vol. 18, no. 1, pp. 2-12.

23. https://figshare.com/articles/SETA_Support_DARPA_FY2010_FY2015_Data_Base/4759186/2

.

Авторы