Формирование базовых компетенций для будущей инженерной деятельности в условиях ускорения научно-технического прогресса

Статья посвящена проблеме обеспечения будущей потребности в научно-технических специалистах. Предлагается решение в виде выстраивания последовательной траектории формирования у детей дошкольного возраста, начальной и средней школы пространственного мышления, креативных компетенций и интереса к научно-техническому творчеству. Приведен анализ недостатков подходов к организации детского технического творчества и кружкового движения, в которых использование компьютерных технологий является избыточным и несвоевременным. Рассмотрены проблемы социализации детей и формирования у них базовых инженерных компетенций, обусловленные недостаточным развитием мелкой моторики, трехмерного мышления и разделения реального и виртуального мира. Основным решением обозначенной в статье проблемы является встраивание программы обучения детей с 5-летнего возраста в модель сети детских технопарков и кружков детского технического творчества, которые ориентированы на детей старше 14 лет. Предлагаемый подход ориентирован на развитие у детей дошкольного, начального и среднего школьного возраста инженерного и логического мышления, на осознание сути технологического процесса и выработку технического творчества, конструирования и моделирования трехмерных объектов материального мира

Ключевые слова: пространственное мышление, базовые инженерные компетенции, научно-техническая и инновационная деятельность, программы дополнительного образования детей

Список использованных источников

1. Ф. Янсен. Эпоха инноваций. Как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.

2. М. С. Антропов. Управление знаниями, креативностью и инновациями в мультинациональных организациях. М.: РУДН, 2008. 190 с.

3. И. Нонака, Х. Такеучи. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 384 с.

4. Н. С. Барабаш, П. П. Бочковский, Ю. А. Шамсутдинов. Влияние институциональной и инфраструктурной сред на развитие инноваций в современном мире//Проблемы прогнозирования. 2017. № 3. С. 75-89.

5. А. С. Шурупова. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям//Вестник Тамбовского университета. Серия: «Гуманитарные науки». 2009. №7 (75). С. 14-18.

6. А. Шляйхер. Экономика знаний: почему образование — ключ к успеху Европы//Вопросы образования. 2007. № 1. С. 28-44.

7. Ю. В. Филатова. Технология «обучение действием» в учебном процессе//Актуальные вопросы профессионального образования. 2012. № 11 (98). Т. 9. С. 152-153.

8. A. Greiner. On the dynamics of an endogenous growth model with learning by doing//Economic Theory. 2003. Vol. 2. Issue 1. P. 205-2014.

9. Г. И. Абдрахманова, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др. Наука. Инновации. Информационное общество-2015: краткий статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 80 с.

10. В. И. Лубовский. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. С. 5.

11. А. А. Скоромец, А. П. Скоромец, Т. А. Скоромец. Пропедевтика клинической неврологии. СПб.: Политехника, 2011. 322 с.

12. А. А. Варнакова. Как развить пространственное мышление у детей дошкольного и младшего школьного возраста?//Интернет-журнал «Мозгиус — журнал о головном мозге». http://mozgius.ru/psihologiya/o-myshlenii/razvitie-prostranstvennogomyshleniya-doshkolnikov.html.

13. Н. В. Федотова, И. А. Суленко. О необходимости формирования пространственного мышления//Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 44.

14. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1969. С. 220.

15. Т. Шишова. Берегись… игрушки!//Православие. 23 ноября 2004 г.

16. План мероприятий («дорожная карта») «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. Приложение к протоколу № 3 заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 18 июля 2017 г. 92 с.

17. В. В. Жуков. Игровая система и игровой блок к ней (варианты): патент на полезную модель (РФ) - № 133008, заявка № 2013117260; Приоритет полезной модели 16.04.2013; зарегистр. в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 10.10.2013.

18. В. В. Жуков, С. Ю. Ляпина, В. Н. Тарасова. О роли конструирования в научно-техническом творчестве детей — будущих инженеров//Мир транспорта. 2016. № 6. С. 208-211.

19. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Технология». М.: ФГБУ «Российская академия образования», 2016. 96 с.

20. Материалы Всероссийской конференции по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей) 2-3 октября 2017 г. М.: ФГБУ «Российская академия образования», 2017.

21. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: пособие/Сост. Л. А. Парамонова. М.: Академия, 2002. 192 с.

22. Конструирование и моделирование в начальных классах: видеоурок/Сост. А. А. Степанова. Новокузнецк, 2017.

23. И. Д. Танасов, В. В. Мисюряева. ЦМИТ+дети. Создание инновационной реальности. Пенза, 2015. 52 с.

Авторы