Инновационное развитие авиастроения и перспективы роста авиационной подвижности населения

Перспективы роста авиационной подвижности могут оказывать влияние на образ жизни людей, конъюнктуру рынков труда. В данной работе рассматривается гипотетический сценарий перехода работников некоторых профессий к практически ежедневным поездкам к местам работы. Предложена экономико-математическая модель, в которой оценивается возможный прирост ставки заработной платы по мере усиления конкуренции работодателей при расширении «области поиска» благодаря повышению мобильности работников. Кроме того, учитываются затраты и потери, связанные с полетами к местам работы, и определяется оптимальный для работника «радиус поиска», при котором чистый доход, за вычетом затрат и потерь, будет максимальным. Определяются пороговые уровни средней производительности труда, а также параметров воздушного транспорта — скорости и стоимости полетов — при которых рассматриваемая модель трудового поведения становится предпочтительной для работника. Оцениваются резервы роста емкости рынков авиаперевозок и авиационной техники при переходе некоторой доли работников к ежедневным полетам. Таким образом, определяются требования к уровню развития авиационных технологий, при котором возможен радикальный рост авиационной подвижности населения и емкости соответствующих рынков. Разработанные методы и полученные результаты могут использоваться при формировании «образа будущего» авиации и других отраслей экономики, облик которых может меняться при появлении новых возможностей обеспечения мобильности населения

Ключевые слова: авиационная подвижность, спрос на авиаперевозки, рынки труда, мобильность, прогнозирование, экономико-математическая модель

Список использованных источников

1. Е. Ю. Байбакова, В. В. Клочков. Формирование сетевых структур в российской промышленности: социальные и поселенческие аспекты//Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 44 (275). С. 34-45.

2. В. В. Клочков. Управление инновационным развитием гражданского авиастроения. М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. 280 с.

3. В. В. Клочков. Экономика: учебное пособие для вузов. М.: ИНФРА-М, 2012. 684 с.

4. В. В. Клочков, Т. М. Гусманов. Проблемы прогнозирования спроса на перспективные пассажирские самолеты российского производства//Проблемы прогнозирования, № 2, 2007. С. 16-31.

5. В. В. Клочков, М. В. Нижник, А. Л. Русанова. Прогнозирование экономической эффективности создания новых видов скоростного пассажирского транспорта//Проблемы прогнозирования. № 3. 2009. С. 58-76.

6. В. В. Клочков, М. В. Тимченко. Предпосылки и риски обеспечения массовой доступности высокотехнологичных благ//Экономическая наука современной России. 2010. № 4. С. 41-54.

7. Е. В. Костромина. Экономика авиакомпании в условиях рынка. М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2002. 304 с.

8. Р. М. Нижегородцев. Экономика инноваций. Краснодар: КубГАУ, 2014. 140 с.

9. В. Д. Секерин. Инновационный маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2012. 238 с.

10. А. Синицкий. Гражданская авиация будущего: новые тенденции, новые самолеты?//Материалы заседания Технологической платформы «Авиационная мобильность и авиационные технологии», 19 мая 2017 г. http://www.aviatp.ru/files/main/Prezentatsiya_AV_Sinitskiy.pdf.

11. Сколько в России работающих миллионеров: около 10 тысяч россиян ежемесячно получают зарплату 1 млн руб. и выше//Журнал «Коммерсантъ Деньги» № 41 от 17.10.2016. С. 9.

12. М. В. Тимченко, В. В. Клочков. Анализ стоимостной емкости рынков гражданской авиатехники и перспектив догоняющего развития российского авиастроения//Экономический анализ: теория и практика. № 41 (248). 2011. С. 2-12.

13. К. Хрипунов. Китайский Airbus. Публикации портала Авиапорт 26.09.2008. http://www.aviaport.ru/digest/2008/09/26/158234.html.

14. Acemoglu Daron, Restrepo Pascual. Robots and Jobs: Evidence from US Labor Markets//No 23285, NBER Working Papers. April 2017. 90 p.

15. D. R. Blevins. A Cost Model for Aircraft Justification//Business and Commercial Aviation, June, 1977.

16. Commercial Aircraft Design Characteristics — Trends and Growth Projections//International Industry Working Group, January 2007, 5th Edition. 60 p.

17. F. George. How to Measure the Value of Executive Time//Business and Commercial Aviation, June, 1986.

18. S. Kuipers, S. C. Cannegieter, S. Middeldorp, L. Robyn, H. R. Bьller, F. R. Rosendaal. The absolute risk of venous thrombosis after air travel: a cohort study of 8,755 employees of international organizations//PLoS Med. 4: e290. PMC 1989755. PMID 17896862.

19. National Plan for Aeronautics Research and Development and Related Infrastructure. NASA, December 2007. 56 p.

20. A. T. Wells, B. D. Chadbourne. General Aviation Marketing and Management. Krieger Publishing Company, 1994.

21. Д. Мухамедзянова. Роботизация не приведет к тотальной безработице. https://hightech.fm/2017/03/27/technology-is-killingjobs.

22. К. Писсаридес. Вы не доверите уход за своим ребенком компьютеру//Ведомости. 30.10.2016.

23. О. Лобовикова. Врачи рассказали, от чего умирают пассажиры самолета//Российская газета. 11.11.2014.

Авторы